Жинов
Жинов Андрей Александрович
заведующий кафедрой
(кандидат технических наук, доцент)
 

Расположение кафедры:
г. Калуга, ул. К.Э. Циолковского, д. 20, корпус № 7, 2-й этаж, ауд. 201
Контактная информация:
Почтовый адрес 248000, г. Калуга, ул. Баженова, 2
Телефон (4842) 79-78-08
E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обучение
Кафедра «Тепловые двигатели и гидромашины» является выпускающей и осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров по следующим уровням высшего образования:

  • Бакалавриат
    13.03.03 – Энергетическое машиностроение
    по профилю «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели».
    Нормативный срок освоения: 4 года.
    Присваиваемая квалификация: академический бакалавр.
    13.03.03 – Энергетическое машиностроение
    по профилю «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».
    Нормативный срок освоения: 4 года.
    Присваиваемая квалификация: академический бакалавр.
  • Магистратура
    13.04.03 - Энергетическое машиностроение
    по профилю «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели».
    Нормативный срок освоения: 2 года.
    Присваиваемая квалификация: магистр.
    13.04.03 - Энергетическое машиностроение
    по профилю «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».
    Нормативный срок освоения: 2 года.
    Присваиваемая квалификация: магистр.
  • Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)
    13.06.01 - Электро- и теплотехника
    по профилю «Турбомашины и комбинированные турбоустановки».
    Нормативный срок освоения: 4 года.
    Присваиваемая квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
    15.06.01 – Машиностроение
    по профилю «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты»
    Нормативный срок освоения: 4 года.
    Присваиваемая квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

 

Основные области профессиональной деятельности выпускников кафедры: 

профиль «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»

  • Проектирование паротурбинных и газотурбинных установок и двигателей, комбинированных установок, теплообменных аппаратов, вентиляторов, нагнетателей и компрессоров.
  • Исследование, испытания энергетических установок и их элементов.
  • Монтаж и эксплуатация энергетических установок.
  • Монтаж и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов.

профиль «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика»

  • Проектирование насосов, гидромашин, гидравлических и пневматических приводов, гидропневмосистем управления энергетическими объектами.
  • Исследование, испытания гидромашин, гидравлических и пневматических приводов, систем гидропневмоавтоматики и их элементов.
  • Монтаж, наладка и эксплуатация насосов, гидромашин, гидравлических и пневматических приводов, систем гидропневмоавтоматики.

Кафедра проводит обучение по специальным дисциплинам направления подготовки «Энергетическое машиностроение»

профиль «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»:

  • Термодинамика – изучение свойств рабочих тел энергетических установок, законов превращения энергии и методов её передачи, циклов газотурбинных, паротурбинных установок и поршневых двигателей.
  • Механика жидкости и газа – изучение законов движения жидкостей и газов, течений со сверхзвуковыми скоростями, газодинамических процессов, протекающих в соплах, диффузорах и других элементах проточной части энергетических установок.
  • Энергетические машины и оборудование теплоэлектростанций – изучение устройства и принципа действия основного и вспомогательного оборудования газотурбинных, паротурбинных, атомных и других типов электростанций.
  • Основы теории тепломассообмена – изучение законов и методов расчета передачи теплоты теплопроводностью, конвекцией и излучением, изучение процессов массообмена – испарения, кипения и конденсации.
  • Компрессоры – изучение устройства, принципа действия и методов проектирования осевых и центробежных компрессоров, вентиляторов и нагнетателей.
  • Турбины – изучение устройства, принципа действия и методов проектирования турбин газотурбинных и паротурбинных установок.
  • Основы теории горения и камеры сгорания энергетических установок – изучение физических и химических основ горения газообразных, жидких и твердых топлив, причин выбросов вредных веществ и методов их снижения, устройства и методов проектирования камер сгорания.
  • Устройство и расчет на прочность элементов турбомашин – изучение конструкции основных элементов паровых и газовых турбин – лопаток, дисков, корпусов и валов, приобретение практических навыков по расчету этих элементов на прочность.
  • Компьютерное моделирование элементов энергетических установок – приобретение навыков компьютерного моделирования и проектирования энергетических установок.
  • Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии – изучение устройства и принципов работы ветроэлектростанций, солнечных электростанций, гидроэлектростанций, тепловых насосов.
  • Теплообменные аппараты энергетических установок – изучение конструкции и методов проектирования теплообменных аппаратов различного типа и назначения: конденсаторов, воздухо- и водоохладителей, паровых котлов.
    и другие дисциплины.

профиль «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика»

  • Техническая гидромеханика – изучение законов движения и равновесия жидкостей, взаимодействия ее с твердыми стенками и способах приложения этих законов к решению конкретных технических задач.
  • Объёмные гидромашины – изучение насосов - машин, преобразующих механическую энергию в гидравлическую и являющихся источником энергии для гидроприводов; изучение гидромоторов - машин, преобразующих энергию жидкости в механическую энергию и представляющих собой выходное звено гидроприводов.
  • Средства электроавтоматики – изучение электрических и микропроцессорных средств автоматики электрогидравлических и электропневматических систем и приводов.
  • Средства пневмоавтоматики – изучение технических средств регулирования, управления и контроля, применяющихся в работе различных пневматических систем с использованием микропроцессорной техники, интеллектуальных датчиков, а также систем сбора данных на базе локальных вычислительных систем.
  • Специальные гидромашины и насосные установки – изучение гидромашин, обеспечивающих работу энергетических систем электростанций, самолетов, ракет, космических кораблей.
  • Гидроприводы – изучение совокупности устройств, предназначенных для приведения в движение машин и механизмов посредством гидравлической энергии.
  • Пневмоприводы – изучение конструкции, свойств, технических параметров и алгоритмов построения принципиальных схем устройств, предназначенных для управления и приведения в движение машин и механизмов посредством энергии сжатого воздуха.
  • Лопастные гидромашины – изучение устройства, принципа действия и характеристик лопастных насосов, гидротурбин, гидродинамических передач.
  • Системы автоматизированного проектирования гидро- и пневмосистем – изучение программных и аппаратных средств, предназначенных для расчета деталей и узлов гидросистем, построения трехмерных моделей деталей и узлов, моделирования движения деталей.
  • Математическое моделирование гидро- и пневмосистем – исследование гидравлических и пневматических систем путем построения и изучения их моделей.
  • Гидро- и пневмоприводы роботов – изучение технических средств, предназначенных для приведения в движение манипуляторов промышленных роботов в соответствии с требованиями производственного процесса, с использованием энергии жидкости и сжатого воздуха.

Преподавательский состав кафедры в настоящее время - это дружный коллектив высококвалифицированных специалистов. Его основу составляют штатные преподаватели:

Заведующий кафедрой:

  • Жинов Андрей Александрович, к.т.н, доцент

Профессора:

  • Карышев Анатолий Константинович, к.т.н.

Доценты:

  • Анкудинов Анатолий Александрович, к.т.н., доцент
  • Ильичев Владимир Юрьевич, к.т.н.
  • Коротков Виталий Владимирович, к.т.н., доцент
  • Савин Владимир Юрьевич, к.т.н.
  • Сидоров Альберт Александрович, к.т.н., доцент
  • Чубаров Федор Леонидович, к.т.н., доцент
  • Шевелев Денис Владимирович, к.т.н.
  • Шитохина Ольга Григорьевна, к.т.н.
  • Юрик Елена Алексеевна, к.т.н.
  • Старшие преподаватели:
  • Гридчин Николай Викторович
  • Голиков Андрей Сергеевич

В учебном процессе принимают участие представители профильных предприятий:

  • Мильман Олег Ошеревич, д.т.н. – президент ЗАО «НПВП Турбокон»
  • Птахин Антон Викторович – первый заместитель технического директора, руководитель службы испытаний ЗАО «НПВП Турбокон»
  • Бушуев Анатолий Александрович – заместитель главного технолога завода АО «Калужский двигатель»
  • Сизов Александр Николаевич, к.т.н. – заместитель главного конструктора ПАО «Калужский турбинный завод»
  • Костюков Игорь Сергеевич – заместитель главного технолога ПАО «Калужский турбинный завод».
  • Соколов Александр Анатольевич – инженер-конструктор лаборатории контрольно-измерительных приборов ПАО «Калужский турбинный завод» 

Кафедра «Тепловых двигателей и гидромашин» - одна из старейших кафедр Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В середине XX века в Калуге начали свою деятельность Калужский турбинный завод и Калужский опытно-моторный завод, продукция которых имела важнейшее значение в масштабах всего Советского Союза и экспортировалась во многие зарубежные страны. В связи с этим, возникла острая необходимость в квалифицированных инженерах – специалистах в области проектирования, изготовления и испытания паровых и газовых турбин, систем их управления.

Для решения этой задачи, в 1959 году в г. Калуге был открыт филиал лучшего в стране технического вуза – МВТУ им. Н.Э. Баумана, в состав которого входит кафедра «Турбостроение». На кафедре начинается подготовка инженеров-турбинистов по вечерней форме обучения, а с 1963 года и по дневной форме обучения. Научное руководство образовательным процессом осуществлялось кафедрой Э-3 «Турбостроение» головного вуза. В становлении учебного процесса принимали участие ведущие ученые МВТУ имени Н.Э. Баумана — академик РАН А.И. Леонтьев, профессор В.В. Уваров, профессор В.С. Бекнев, доцент Ю.М. Пчелкин и другие.

Как самостоятельное подразделение Калужского филиала МВТУ им. Н.Э. Баумана кафедра «Турбостроение» была сформирована в 1965 году и состояла из двух секций: «Турбостроение» и «Насосы и гидромашины». Первым заведующим объединенной кафедры стал канд. техн. наук, доцент Лев Васильевич Карцев.

С первых дней своего существования кафедра «Турбиностроение» активно совершенствовала учебный процесс, создавала материально-техническую базу для учебных и научно-исследовательских работ.

В 1976 году объединенная кафедра была разделена на две самостоятельных кафедры: «Турбиностроение» (К1-КФ) во главе с доцентом Г.М. Кочетовым и «Гидропневмоатоматика» (К2-КФ) во главе с профессором Ю.Е. Захаровым.

С 1985 г. по 2000 г. заведующим кафедрой К1-КФ был к.т.н., доцент А.А. Сидоров. С 2000 г. по 2008 г. кафедру возглавлял профессор А.К. Карышев. С 2008 г. кафедрой К1-КФ руководит к.т.н. доцент А.А. Жинов.

С 1979 по 1994 год заведующим кафедрой К2-КФ был к.т.н., доцент Е.А. Мусатов. С 1994 по 2001 год кафедрой заведовал к.т.н., доцент В.И. Мелащенко, а с 2001 по 2008 год заведующим кафедрой являлся д.т.н., профессор С.С. Панаиотти. С 2008 по 2014 год заведующим кафедрой был к.т.н., доцент А.А. Анкудинов. С 2014 по 2018 заведующим кафедрой являлся к.т.н., доцент В.В. Коротков.

С 1997 года на кафедрах ведется подготовка аспирантов. В 1998 году кафедра К1-КФ была переименована в кафедру «Тепловые двигатели и теплофизика», а кафедра К2-КФ – в «Гидромашины и гидропневмоавтоматика».

Несмотря на разделение, кафедры К1-КФ и К2-КФ оставались родственными, поддерживая дружеские и профессиональные связи.

С 2018 года кафедры К1-КФ «Тепловые двигатели и теплофизика» и К2-КФ «Гидромашины и гидропневмоавтоматика» в рамках реорганизации структуры управления КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана были объединены в кафедру М3-КФ «Тепловые двигатели и гидромашины». Заведующим кафедрой был избран к.т.н., доцент Жинов Андрей Александрович. Объединенная кафедра по-прежнему ведет подготовку высококвалифицированных кадров по образовательным программам: «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели» и «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».

Кафедра тесно связана с промышленными предприятиями по учебной и научной работе. Студенты проходят производственную практику на предприятиях ПАО "КТЗ", ОАО "Калугатрансмаш", ОАО "КАДВИ", ЗАО НПВП «Турбокон», на газокомпрессорных станциях магистральных газопроводов ПАО «Газпром» и других предприятиях России.

За более чем полувековую историю кафедрой было подготовлено более 2000 специалистов в области турбостроения и гидропневмоавтоматики, которые работают на многих предприятиях Российской Федерации и за рубежом. Многие выпускники занимают руководящие и административные должности:

  • Завальный П.Н. (выпуск 1984 года) – председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике;
  • Эскин Д.И. (выпуск 1988 года) – профессор Сколковского института науки и технологий;
  • Жинов А.А. (выпуск 1988 года) – заведующий кафедрой «Тепловые двигатели и гидромашины» КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана;
  • Марченков М.В. (выпуск 1996 года) – главный инженер АО «Калугаавтодор»;
  • Чванов Д.В. (выпуск 1993 года) – заместитель директора Калужского филиала ПАО «Ростелеком»;
  • Петраков А.А. (выпуск 1996 года) – директор АО «НПП Тайфун»
  • Фишер Е.Р. (выпуск 1997 года) – ведущий специалист Alstom Power Uniturbo;
  • Букин А.А. (выпуск 2004 года) – начальник сектора комплексного конструирования космических аппаратов НПО им. С.А. Лавочкина;
  • Шеставин Д.Е. (выпуск 2006 года) – главный конструктор «НПП 35 Механический завод»;
  • Филатов А.Е. (выпуск 2009 года) – старший диспетчер ООО «Газпром экспорт» (г. Берлин);
  • Мартынов Ф.В. (выпуск 2009 года ) – Field service engineer, Siemens AG;
  • Коськов А.В. (выпуск 2009 года) – первый заместитель генерального директора ООО «Калугаоблводоканал»;
  • Птахин А.В. (выпуск 2011 года) – первый заместитель технического директора, руководитель службы испытаний ЗАО «НПВП Турбокон»;
  • Мин Тав Тун (выпуск 2012 года) – профессор технического университета, Янгон, Мьянма;
  • Абрамов А.Г. (выпуск 2013 года) – начальник управления по развитию бизнес-систем ПАО «Силовые машины»;
  • и многие другие.

О направлении подготовки

В основе современной цивилизации лежит высокий уровень энергопотребления и развитая транспортная сеть. Благодаря этим двум факторам определяется высокий уровень жизни развитых стран, динамичное развитие экономики.

Высокая потребность в электрической энергии требует и соответствующих генерирующих мощностей. Для выработки электричества предназначены особые предприятия – электрические станции. Они бывают различных типов: тепловые, гидравлические, атомные, солнечные, приливные и ветроэлектростанции.

Более 80% электрической энергии вырабатывается на тепловых и атомных электрических станциях с помощью турбин.
Турбина (от лат. turbo - вихрь, вращение) – это двигатель непрерывного действия, в котором энергия сжатого и нагретого газа или пара преобразуется в механическую работу.

Турбина является сложным и дорогим устройством. Трудность её создания определяется главным образом чрезвычайной наукоемкостью: нельзя создать даже посредственную турбину, не обладая хорошими знаниями в таких областях науки, как механика, гидравлика, газодинамика, теория автоматического регулирования, не говоря уже о специальных дисциплинах. Поэтому не удивительно, что число стран, выпускающих турбины не превышает десяти. Производство турбин по силам лишь флагманам мировой промышленности. Турбины являются основной продукцией таких корпораций, как ПАО «Силовые машины», АО «ОДК» (Россия); Rolls-Royce (Великобритания), Siemens (Германия); Alstom (Франция); Mitsubishi (Япония), General Electric (США).

Производством турбин и другого основного и вспомогательного оборудования электростанций занимается особая отрасль машиностроения – энергетическое машиностроение.

Работа турбин любого типа была бы невозможна без такого оборудования как питательные, топливные и масляные насосы, пневматических и гидравлических систем управления.

Насос – это гидравлическая машина, преобразующая механическую энергию приводного двигателя в энергию потока жидкости. Разработаны и широко используются насосы более чем 50 видов, отличающихся принципом действия и конструкцией. О массовом применении насосов говорит следующее: около 25% всей вырабатываемой в мире электроэнергии расходуется на привод различных насосных установок!

Современные электростанции помимо выработки электрической энергии, обеспечивают теплом целые городские районы с многотысячным населением. Работу таких тепловых сетей обеспечивают также насосы, а в основе их работы и управления лежат гидравлические расчеты.

Традиционно, специалисты в области энергетического машиностроения также работают в структурных подразделениях ПАО «Газпром» – одного из крупнейших эксплуатантов газотурбинных установок в нашей стране.

Кафедра М3-КФ «Тепловые двигатели и гидромашины» ведет подготовку бакалавров и магистров по двум образовательным программам федерального образовательного стандарта 13.03.03 «Энергетическое машиностроение»:
– «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»
– «Гидромашины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».

За более чем полувековую историю, кафедрой накоплен богатый научный и педагогический опыт, проверены временем методики преподавания специальных дисциплин, налажена преемственность поколений профессорско-преподавательского состава, создана уникальная лабораторная база.

Особое внимание на кафедре уделяется преподаванию студентам современных методов расчета и проектирования – созданию твердотельных моделей деталей и узлов турбомашин и моделирование их напряженного состояния в современных САПР (КОМПАС-3Д, SolidWorks, AutoCAD), вычислительной гидро- и газодинамике (Flowvision, ANSYS).

Исторически сложившаяся тесная связь кафедры с ведущими предприятиями отрасли гарантирует высокое качество обучения и трудоустройство выпускников. Студенты проходят учебные, технологические, научно-исследовательские и преддипломные практики на ведущих машиностроительных предприятиях, научных организациях, на газокомпрессорных станциях ПАО «Газпром».

Научно-исследовательская работа

Помимо учебной, кафедра ведёт большую научно-исследовательскую работу совместно с государственными и коммерческими предприятиями (Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство образования и науки, ПАО «Газпром», ЗАО «НПВП Турбокон», электростанции ООО «Газпром энергохолдинг»).

На материальной базе кафедры создана и успешно функционирует Межведомственная научно-исследовательская лаборатория, в которой над прорывными проектами в области водородной энергетики, энергосберегающий технологий работают ведущие ученые Российской академии наук, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЗАО «НПВП Турбокон».

Основные направления научно-исследовательской работы кафедры: исследование газодинамических и тепловых процессов в турбомашинах и других элементах энергоустановок, исследование напряженного состояния, вибраций оборудования, участие

в разработке высокотемпературных энергетических установок, теплоутилизаторов, другого теплообменного оборудования.

Результаты научно-исследовательских работ кафедры экспонировались на всероссийских и международных выставках, награждены дипломами и медалями.

К проводимым на кафедре и в научно-исследовательской лаборатории работам всегда привлекаются талантливые и любознательные студенты, что даёт им возможность получать не только уникальные теоретические и практические знания, но и значительную прибавку к стипендии. Студенты, успешно обучающиеся на кафедре «Тепловые двигатели и гидромашины» и участвующие в научно-исследовательских работах, получают именные стипендии Президента РФ, Сбербанка России, Правительства Калужской области, ЗАО НПВП «Турбокон», стипендии им. К.Э.Циолковского, А.Л. Чижевского и др.

Трудоустройство

  • Благодаря широкой фундаментальной подготовке по теплотехнике, гидравлике, газодинамике, вычислительной технике и системам автоматизированного проектирования, выпускники кафедры находят применение своим знаниям, умениям и навыкам:
  • на предприятиях топливно-энергетического комплекса –электростанциях, машиностроительных заводах;
  • на магистральных газопроводах ПАО «Газпром»;
  • на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства – водоканал, тепловые сети, газораспределительные сети;
  • на предприятиях авиационного и транспортного двигателестроения;
  • в научно-исследовательских организациях – ЦИАМ, ЦАГИ и др.
  • на предприятиях, занимающихся разработкой, строительством и обслуживанием систем вентиляции и кондиционирования.